Открылся Кисловодский мемориальный музей-усадьба художника Николая Александровича Ярошенко

УСАДЬБА ЯРОШЕНКО: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Идея создания Мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко в Кисловодске возникла еще в конце XIX столетия. Она принадлежала Марии Павловне, вдове Николая Александровича Ярошенко, владелице дачного имения. Однако осуществить ее замысел удалось лишь спустя шесть с лишним десятилетий. Для этого необходимо было преодолеть многие преграды объективного и субъективного характера в силу временных и исторических причин.

История не допускает сослагательных наклонений. И все же, если бы при жизни Марии Павловны ее мечта осуществилась и Министерство просвещения не проявило столь опрометчивую недальновидность, Россия не потеряла бы богатейшую коллекцию, ставшую достоянием другого государства, а Кисловодск уже в начале ХХ столетия имел бы музей имени Н. А. Ярошенко, не прилагая для этого таких громадных усилий для его создания. Сегодня он представляет собой размещенное в четырех освобожденных и восстановленных исторических зданиях ценнейшее собрание произведений изобразительного искусства, а также мемориальных и документальных материалов – плод многолетней кропотливой работы по их поиску и приобретению во всех уголках страны. В музейный комплекс входит и возрожденная почти заново в традициях, приближенных к облику ярошенковского времени, садово-парковая зона усадьбы – украшение города и его гордость.

Первое упоминание об усадьбе в архивных источниках относится к концу 20-х годов XIX века. В это время она находилась в собственности у офицерской вдовы Анны Ивановны Федоровой, владевшей ею с 1928 года. Поскольку у Анны Ивановны не было детей, то после ее смерти усадьба вновь стала слободской собственностью, как это было до получения Федоровой землевладения.

В августе 1878 года во владение имением вступил генерал-лейтенант Михаил Григорьевич Черняев – известный военный деятель, герой Севастопольской обороны в Крымской войне и освободитель Балкан, командовавший во время русско-турецкой войны сербской армией. Это произошло тогда, когда возросшая популярность Кисловодска, ставшего признанным курортом, привела к его интенсивной дачной застройке. За семилетний период принадлежности Черняеву усадьба значительно расширилась. Увеличилось и количество ее строений. В феврале 1885 года усадьба обрела новых хозяев, о чем свидетельствует акт купчей крепости, совершенный санкт-петербургским нотариусом П. А. Синельниковым. Приобретенное имение было оформ-лено на имя жены художника Марии Павловны Ярошенко. Это стало знаковым событием, от которого ведется отсчет нового этапа в жизни усадьбы, благодаря которому она вошла в историю как памятник культуры, охраняемый государством.

Местоположение усадьбы, расположенной на возвышенности недалеко от крепости, положившей начало городу, было одним из самых выгодных и живописных. Уличной стороной она выходила на Соборную площадь, с другой стороны примыкала к живописному курортному парку, спускаясь своими террасами к быстрой горной речке Ольховке.

Николай Александрович и Мария Павловна побывали на Кавказе еще задолго до того, как у них появилась возможность жить здесь на правах землевладельцев. Их совместная поездка сюда состоялась в 1874 году, в тот год, когда они стали супругами. Очевидно, это было их свадебным путешествием, оставившим яркие неизгладимые впечатления. Тогда и зародилась идея покупки здесь землевладения, к чему они стремились в течение десяти лет. Усадьба, обошедшаяся Ярошенко в пять тысяч рублей серебром, была, по словам М. В. Нестерова, куплена «случайно за бесценок».

Очень скоро она стала одним из очагов отечественной культуры, храня особую духовную атмосферу, впитавшую в себя отпечатки ярких личностей Николая Александровича и Марии Павловны, где «летом и осенью не переводились гости».

Уже в год приобретения дачи Ярошенко принимали у себя художественного критика и публициста Н. К. Михайловского, писателя Г. И. Успенского, историка, юриста, этнографа М. М. Ковалевского, экономиста, доктора наук, сотрудника «Русских ведомостей» и «Русской мысли» И. И. Иванюкова, а также 28-летнего С. И. Танеева, молодого директора Московской консерватории. «Все они жили в доме художника Н. А. Ярошенко, совершая поездки по окрестным горским селам». Из многочисленных гостей ярошенковской дачи достаточно назвать лишь некоторых. Это художники М. В. Нестеров, Н. А. Касаткин, Н. Н. Дубовской, А. М. Васнецов, И. Е. Репин, А. И. Куинджи, В. Э. Борисов-Мусатов. Жили здесь также Д. И. Менделеев с дочерью, большая семья историка С. М. Соловьева, В. Г. Чертков, Н. П. Симановский и др.

Через год усадьба расширила свои границы. В феврале 1886 года к ее территории был присоединен смежный участок земли, выкупленный у Кисловодского слободского управления. Таким образом, площадь дачного владения выросла до 3250 квадратных саженей. Постепенно преобразовывался ее облик, менялось архитектурное оформление фасадов, на месте некоторых обветшавших построек вырастали новые. За три десятка лет (1885–1915), в течение которых усадьба принадлежала Ярошенко, она коренным образом изменилась, сформировав единый целостный архитектурный ансамбль, гармонично вписавшийся в природное окружение.

Почти у самого края верхней террасы, обращенной к парку, выросло новое здание с длинным балконом, украшенным деревянной резьбой. Оно было выстроено на месте прежней хозяйственной постройки. Расположенный рядом с ним самый старый жилой дом усадьбы, также выходящий в парк, из белой мазаной хаты под соломенной крышей преобразился в эффектный, оформленный балконами, флигель. Оба здания выполняли функцию гостевых помещений. В каждом из них находилось по 8 комнат с «прекрасной меблировкой», которые сдавались «в наем», как указано в путеводителе по Кавказским Минеральным Водам, изданном в 1888 году в Петербурге. Для жильцов устраивались «домашние обеды». Все это давало средства на содержание усадьбы.

«Белая вилла» – такое название получил стоящий вдоль ограды, выходящей на улицу, главный дом усадьбы. В нем жила сама семья Ярошенко. Он был выстроен на месте здания, именуемого «Гудауром» и перешедшего к новым хозяевам от прежнего владельца М. Г. Черняева. «Белая вилла» прославилась своим знаменитым балконом, оформившим центральный вход в здание и расписанным Николаем Александровичем и его гостями. На нем, по словам М. В. Нестерова, «постоянно были посетители». «Даже такой народ, как артисты, певцы, музыканты, – писал он, – раньше чем появляться перед большой публикой в «Казенной гостинице» (лермонтовских времен), спешили на балкон к Ярошенко – показать у них свое искусство».

Лето 1898 года омрачилось трагическим событием, нарушившим счастливую дачную жизнь. Внезапно в возрасте 51 года 25 июня (по старому стилю) ушел из жизни Николай Александрович, что, по воспоминаниям писательницы С. С. Караскевич-Ющенко, наложило «печать неизгладимой тоски на всю жизнь Марии Павловны». Похоронили Николая Александровича возле возвышавшегося напротив собора Николая Чудотворца. Через год на могиле был установлен памятник. На фоне серой гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями – бронзовый бюст художника на черном полированном постаменте. Авторами надгробия стали соратники Николая Александровича по Товариществу передвижных художественных выставок – Л. В. Позен и Н. Н. Дубовской.

Мечтой Марии Павловны стало создание в «Белой вилле» или в другом, выделенном для этого помещении, музея имени Николая Александровича с произведениями его самого и современников. Для этой цели она намеревалась передать в музей документальные материалы, работы своего мужа и хранившиеся в их доме произведения художников-передвижников И. И. Шишкина, И. Е. Репина, В. Д. Поленова, В. Е. Маковского, В. М. Максимова и других. В обращении исполняющего обязанности попечителя Кавказского учебного округа, адресованного в Министерство народного просвещения, выражалась просьба оказать содействие в строительстве помещения, предназначенного для художественной галереи. Однако ответ гласил, что Учебный комитет министерства «не нашел достаточных оснований для отпуска средств на постройку здания».

За год до своей смерти, в 1914 году, Мария Павловна составила завещание, замечательное своей благотворительностью. Один из его пунктов предусматривал выделение денежных средств собору Николая Чудотворца на уход за находящейся в его ограде могилой Николая Александровича. Картины Н. А. Ярошенко и его современников, ранее предназначавшиеся для будущего музея на Кавказских Минеральных Водах, передавались на родину художника, в Полтаву, в музей имени Н. В. Гоголя, «но при непременном условии, чтобы в помещении музея для этих картин был отведен особый зал с присвоением ему имени Николая Александровича». Имение в Кисловодске согласно распоряжению Марии Павловны надлежало продать, а вырученные от продажи деньги употребить на устройство здесь городского или земского училища, а также на учреждение стипендии имени Николая Александровича в Московском училище живописи, ваяния и зодчества «наиболее способному и нуждающемуся ученику, без ограничения возраста, религии, национальности, происхождения». В случае смерти приемной дочери Ярошенко Надежды Гавриловны Волжинской (в замужестве княгини Чхотуа) ее капитал предназначался «Санкт-Петербургскому обществу борьбы с бугорчаткой» со специальным назначением – строительством санатория для больных туберкулезом на Кавказе, носящего имена Н. А. и М. П. Ярошенко.

14 сентября 1915 года Марии Павловны не стало. Исполнители ее последней воли художник Михаил Васильевич Нестеров и петербургский присяжный поверенный Николай Николаевич Тычино приступили к обязанностям душеприказчиков в октябре 1916 года после утверждения завещания Петроградским окружным судом. Лишь частично им удалось выполнить возложенную на них миссию. Одним из главных предпринятых ими шагов было то, что в разгар революционных событий в конце 1917 года в Полтаву, в просветительное здание имени Гоголя, была благополучно доставлена коллекция, предназначенная для будущего «Музея имени Николая Александровича Ярошенко». Впоследствии входящие в нее произведения были положены в основу собрания Полтавского художественного музея, значительная часть которого, в том числе и картины Н. А. Ярошенко, погибли во время Великой Отечественной войны.

Что касается продажи имения Ярошенко в Кисловодске, то с этим возникли серьезные осложнения. В конце лета 1917 года появились покупатели, некие Давидсон и Ризман, заключившие сделку о приобретении усадьбы. Внеся залог, составлявший 10 % от ее стоимости, они не уплатили оставшейся суммы, объявленной к оплате при совершении купчей, и, пользуясь отсутствием тех, на кого была возложена обязанность исполнять волю бывшей владелицы имения, стали занимать его помещения и хозяйничать на его территории. В связи с этим в 1918 году в Народный комиссариат юстиции поступило заявление М. В. Нестерова, в котором говорилось: «Имущество завещано в пользу города и является общественным достоянием... Душеприказчики обращаются с покорнейшей просьбой к городу: принять все меры к охранению его от всяких частных лиц... никаких прав на это имущество не имеющих и могущих только его обесценить». Ответом на заявление стало прекращение самоуправства в усадьбе. В одном из ее домов открылись библиотека и музей. У могилы Николая Александровича был проведен траурный митинг. Улица, выходящая на Соборную площадь и прежде носившая название Дондуковской, получила новое наименование, став улицей Ярошенко.

Что помещалось тогда в музее, неизвестно. Основанный заведующим Кисловодским отделом народного образования профессором Александром Павловичем Нечаевым, он просуществовал совсем недолго и был закрыт в 1919 году, в тот период, когда город был захвачен Белой армией. Один из душеприказчиков М. П. Ярошенко М. В. Нестеров продолжал предпринимать попытки исполнения ее завещания, но безрезультатно. В 1922 году в Совет Народных Комиссаров поступило заявление Союза русских художников, выступившего с предложением устроить в Кисловодске в бывшем имении выдающегося передвижника «Дом отдыха имени Н. А. Ярошенко для художников». Основаниями для этого указывались последняя воля Марии Павловны, завещавшей усадьбу «на культурно-просветительные нужды», а также здоровый климат Кисловодска и «сухое и красивое местоположение» усадьбы. Это обращение не возымело действия. Последующие события, как писал М. В. Нестеров, дали «иное направление наследству Ярошенко. На их усадьбе, объединенной с соседними, был образован позднее Кардиологический институт имени В. И. Ленина». В течение многих лет усадьба использовалась в иных целях. Дома на ее территории, поделенные на множество квартир, год от года меняли свою планировку, обрастали пристройками, исказившими их подлинную архитектуру, и заселялись.

Разрушительные смерчи по уничтожению храмов, прокатившиеся по стране, не обошли стороной и Кисловодск. Белокаменный собор Николая Чудотворца – украшение города и его святыня – был взорван в 1936 году. Было снесено и кладбище, находившееся в его ограде. Уцелела лишь одна могила – Николая Александровича Ярошенко. Ее удалось отстоять тем, кто понимал значение художника для истории культуры России и кому была дорога память о нем. В течение всего времени, когда подвергалось разорению церковное здание и превращались в пепел захоронения соборного кладбища, Лариса Николаевна Немсадзе (1895–1991), врач примыкавшей к усадьбе Ярошенко кардиологической клиники им. В. И. Ленина, выступала с обращением к городским властям и общественности, организовывала круглосуточное дежурство по охране памятника, привлекая к этому и своего сына-подростка. Виктор Германович Немсадзе, ныне живущий в Мурманске, и оказался единственным очевидцем тех событий, оставив о них свои воспоминания.

Перелом в судьбе ярошенковской усадьбы наступил после приезда в Кисловодск Владимира Вячеславовича Секлюцкого (1907–1990), профессионального художника, демобилизованного из армии после окончания Великой Отечественной войны. Ему было суждено осуществить заветную мечту М. П. Ярошенко – основать музей, посвященный замечательному художнику, оставившему яркий след в истории отечественного искусства. Эта цель стала делом всей жизни Секлюцкого. В течение двух лет, предшествовавших ходатайству Ставропольского крайисполкома о создании музея и совпавших с годом 50-летия со дня смерти Н. А. Ярошенко (1848 г.), Владимир Вячеславович вел неустанную бескорыстную работу: читал лекции о жизни и творчестве художника и убеждал всех в необходимости восстановления исторической справедливости. Однако для принятия такого решения потребовались не только доказательство целесообразности подобного шага, но и совершенно конкретные вещи, которые делали бы его обоснованным. Прежде всего, необходимо было наличие коллекции подлинных произведений художника, принадлежавших ему вещей, документов, а также помещение, пригодное для их экспонирования.

21 октября 1959 года было издано распоряжение Совета Министров Российской Федерации об организации музея. С этого времени еще два с лишним года ушли на поиски и приобретение работ Н. А. Ярошенко и художников из его окружения, на освобождение от жильцов и реставрацию одного из зданий усадьбы, на подготовку экспозиции. И, наконец, 11 марта 1962 года «Белая вилла» открыла двери для своих первых посетителей, став Домом-музеем Н. А. Ярошенко.

Активными помощниками В. В. Секлюцкого по созданию музея были многие выдающиеся люди страны: А. М. Герасимов, Л. Р. Варшавский, Е. А. Кацман, В. Н. Бакшеев и другие, а также наследники современников Н. А. Ярошенко, составлявших его окружение, – М. В. Нестерова, Н. Н. Дубовского, Н. А. Касаткина, А. М. Васнецова, А. И. Куинджи, П. А. Брюллова, Г. Г. Мясоедова, В. И. Сурикова, А. М. Корина, В. Н. Бакшеева, А. С. Степанова, В. Г. Черткова, Н. П. Симановского. Среди коллекционеров, пополнивших музейное собрание, были И. С. Зильберштейн (Москва), А. И. Шустер (Санкт-Петер-бург), Д. М. Аксельбант (Москва), Ю. В. Невзоров (Москва), семья Фроловых (Санкт-Петербург), С. Г. Шамбурова (Москва), Е. Л. Фишков (Сухуми), Ю. Д. Пахомов (Тбилиси), А. Ф. Полякова (Кисловодск) и др. Все хлопоты В. В. Секлюцкого по комплектованию фондов, формированию экспозиции, экскурсионно-массовой работе разделяли сотрудники музея Е. С. Виноградов, Б. П. Дмитриев, Л. К. Лактионова, И. В. Поленова, А. И. Потемкина, А. Е. Рыбакова.

Три последних десятилетия были временем дальнейшего совершенствования музея. После принятия решения о передаче ему еще трех зданий, принадлежавших семье Ярошенко, и всей усадебной территории произошло поэтапное переселение жильцов, занимавших комнаты мемориальных домов. С 1981 года по проекту института «Спецпроектреставрация» (Москва) начались восстановительные работы для возвращения первоначального вида строениям ярошенковского имения. В 1888 году были освобождены последние квартиры, расположенные в самом старом здании усадьбы. В этом же юбилейном году – в год 140-летия со дня рождения Н. А. Ярошенко – музей обрел преемника В. В. Секлюцкого в лице нового директора Нины Сергеевны Бескровной, которая продолжила дело, начатое его основателем.

По крупицам со всех концов страны музей пополнялся и обогащал свою коллекцию. В нее вошли произведения Н. А. Ярошенко, образовавшие экспозицию «Белой виллы»; работы Н. Н. Дубовского, Н. А. Касаткина, А. М. Васнецова, семьи М. В. Нестерова, сформировавшие посвященные им залы в одном из выставочных зданий; коллекция живописи и графики художников-передвижников В. Г. Перова, И. Н. Крамского, И. Е. Репина, Г. Г. Мясоедова, В. Е. и К. Е. Маковских, А. И. Куинджи, А. А. Киселева, В. М. Максимова, В. М. Васнецова, В. Д. Поленова, П. А. Брюллова, А. К. Саврасова и других. Отдельные разделы музейного собрания отражают развитие русского искусства конца XIX – начала XX веков, советского периода и художественного творчества на Ставрополье.

Год за годом происходили перемены, касающиеся как облика усадьбы, так и того, чем музей живет сегодня. Данное при создании название Дом-музей Н. А. Ярошенко и сменившее его позднее Кисловодский художественный музей Н. А. Ярошенко были упразднены. В 1991 году музей получил новый статус – Мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко. Усадьбе была возвращена ее историческая территория, которая своей нижней частью, примыкающей к парку, как и прежде, «выходит прямо к Ольховке, журчащей по скатам больших каменистых плит». По сохранившимся фотографиям восстановлена ограда могилы Н. А. Ярошенко, которая находится у алтарной апсиды вновь возведенного храма Николая Чудотворца, выросшего на месте собора, разрушенного вместе с кладбищем в 1936 году. Музейные экспозиции размещаются в трех восстановленных исторических зданиях усадьбы. Единственное сохранившееся каменное строение оборудовано под фондохранилище, ютившееся прежде в разных, малопригодных для него помещениях. Завершены работы по сооружению опорной каменной стены, укрепляющей парковый склон. Воссоздана спускающаяся к речке Ольховке «ярошенковская тропа». Заложен фруктовый сад, приносящий богатый урожай, благоустроены цветники и газоны.

В результате реставрации возвращены к жизни многие, утратившие экспозиционный вид, произведения. Постоянно ведутся кропотливая исследовательская работа, поиск экспонатов для пополнения музейной коллекции и новых форм научно-просветительской работы.

Не утратили своей популярности знаменитые «ярошенковские субботы», возрожденные еще в первое десятилетие существования музея. На них, как и во времена Н. А. Ярошенко, выступают выдающиеся люди искусства, науки и литературы (многие из них уже покойные), которые чтят, берегут и обогащают историю своего Отечества. Среди них художники М. К. Аникушин, Н. Н. Жуков, Д. А. Налбандян, Ю. И. Пименов, Ф. П. Решетников, Н. В. Томский; писатели, поэты, литераторы М. И. Алигер, И. Л. Андроников, Д. Н. Кугультинов, Л. С. Соболев, К. М. Симонов, А. А. Сурков, М. И. Танич, Д. А. Гранин, а также М. С. Лисянский и В. П. Туркин, посвятившие Ярошенко и его произведениям свои стихи, внучка В. И. Сурикова писательница Н. П. Кончаловская, подарившая музею акварель деда «Алупка».

Это и целые коллективы Киевского и Донецкого театров оперы и балета, Ленинградской академической капеллы имени М. И. Глинки, Московских академического Малого театра, театра имени М. И. Ермоловой, театра оперетты, цыганского театра «Ромэн». Здесь бывали артисты П. П. Кадочников, Е. Я. Весник, И. К. Скобцева, С. Ф. Бондарчук, М.-Р. Э. Лиепа, В. А. Этуш, дирижеры Ю. И. Симонов, Е. Ф. Светланов, В. Б. Дударова, для которой, по ее мнению, «живопись – лучшее из искусств после музыки», композиторы Д. Б. Кабалевский, М. Г. Фрадкин, М. М. Кажлаев, А. Г. Новиков, Ш. Р. Чалаев, А. А. Дауров, братья П. И. и Г. И. Майбороды.

Прочно утвердилась в музее и еще одна традиция – проведение Всероссийских научно-практических конференций. Самыми массовыми из них были два представительных собрания, посвященных 150-летию со дня рождения Н. А. Ярошенко и 100-летию со дня смерти Н. А. Ярошенко и П. М. Третьякова. Они оказались наиболее значительными как по содержанию, так и по масштабности регионов, принявших в них участие. Обе конференции собрали представителей не только таких крупнейших музеев страны, как Третьяковская галерея и Русский музей, но и музейных специалистов из Ярославля, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону и многих других городов. Их украсили выступления писателя Д. А. Гранина, искусствоведа С. Бэлзы, а также солистов Государственного Большого театра.

Ежегодно в залах «Белой виллы» происходит вручение документов выпускникам художественной школы, носящей имя Н. А. Ярошенко, в котором принимают участие и их сверстники – учащиеся музыкальных школ Кисловодска. Большое значение придается привлечению к развитию музея любителей, знатоков искусства и меценатов, для чего в 1998 году был основан Попечительский совет, возглавляемый известным режиссером Станиславом Сергеевичем Говорухиным. Творческие, деловые и дружеские связи соединяют его с музеем уже более десяти лет. Он постоянно оказывает содействие музею: будь то выделение средств на продолжение реставрационных работ в усадьбе, возвращение ей первоначальных границ или выносимые на заседания попечительского совета вопросы, требующие содействия попечителей. Приезд Говорухина в Кисловодск – это каждый раз праздник. Праздник знакомства с его новыми кинолентами, презентации которых неоднократно организовывались музеем, встречи с новыми, открытыми им талантами, – такими, к примеру, как Светлана Ходченкова – главная героиня кинофильмов «Благословите женщину» и «Не хлебом единым». Целым рядом мероприятий, включающих месячный кинофестиваль созданных Станиславом Сергеевичем фильмов, музей отметил в 2006 году 70-летний юбилей любимого кинорежиссера. В 1998 году в день 36-летия музея в его залах состоялось открытие персональной выставки Станислава Сергеевича «Парламентские каникулы», где он впервые предстал перед своими почитателями в новом качестве – живописца. В 2003 году состоялась вторая персональная выставка Говорухина, приуроченная к празднованию 5-летия попечительского совета и к Всероссийской научно-практической конференции «Усадьба Н. А. Ярошенко – наш общий дом». Обе выставки, размещенные в одном из выставочных залов усадьбы, собрали огромное количество зрителей и не смогли вместить одновременно всех почитателей его таланта.

Выставки – еще одна из главных традиций ярошенковского дома, восходящая ко времени того, чье имя носит музей. Здесь происходит постоянное обновление музейных экспозиций, как из собственных фондов, так и из фондов других учреждений, что вызывает огромный интерес среди жителей и гостей Кавказских Минеральных Вод. Тем самым передвижные выставки, учрежденные во времена Н. А. Ярошенко, не только продолжают жить, но и наполняются новым содержанием.

Большое количество посетителей собрал неоднократно бывавший за рубежом «Петербургский вернисаж» (1999 г.). Эта выставка была предоставлена Министерством иностранных дел. Организовал ее один из попечителей музея Виктор Алексеевич Лопатников, Чрезвычайный и Полномочный посол, представитель МИД Российской Федерации в Санкт-Петербурге, в настоящее время член Совета Федерации Федерального собрания парламента России. В мае 2002 года в музее состоялась презентация книги Виктора Алексеевича «Пьедестал», повествующей об одной из крупных государственных фигур России XIX века канцлере А. М. Горчакове и его дипломатической деятельности. Созданное на ценнейших документальных материалах издание охватывает и тот исторический период, когда Н. А. Ярошенко начинал свою военную и творческую карьеру, совершенствовался и занял одно из почетных мест как в истории русского искусства, так и в истории вооружения российской армии.

Целое здание заняли две прибывшие с севера выставки: «Художники земли Вологодской» и полотна из частной картинной галереи Е. М. Лунина (Череповец) – одного из самых преданных друзей и помощников музея. У Евгения Михайловича много регалий. Он – академик, член-корреспондент МАИ, начальник отдела Института инновационной экономики и новых форм хозяйствования, президент ООО «Свой дом» и ООО «Норд-вест Экология». С именем этого человека связано много новшеств и значимых событий в музее: рождение новых перспективных идей развития, обретение автономной саморегулируемой тепловой установки, необходимой для поддержания оптимального температурно-влажностного режима, получение в дар собственного транспорта, используемого в экспозиционно-выставочных и экскурсионных проектах, значительное расширение круга друзей ярошенковского дома.

Выставки, организованные Луниным в музее, имели огромный общественный резонанс, став крупным событием культурной жизни Кавказских Минеральных Вод. В открытии первой из них в 2001 году принимали участие сами авторы, чьи имена – гордость отечественного искусства. Это народные художники России В. В. Пименов, В. А. Ветрогонский, заслуженный художник России В. А. Сергеев, член-корреспондент Российской академии художеств В. Н. Страхов. Особую значимость выставка приобрела в связи с тем, что в числе этой представительной делегации был классик современной отечественной литературы В. И. Белов. В 2002 году по представлению Мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко Евгений Михайлович Лунин был назван «лучшим музейным спонсором» страны. Награждение победителя Всероссийского фестиваля музеев «Интермузей-2002», проводимого Министерством культуры Российской Федерации и Союзом музеев России, состоялось при поддержке правительства в Санкт-Петербурге. Тем самым меценатство получило поддержку на государственном уровне, и в числе первых выдающихся деятелей в этой области был признан человек, установивший прочные творческие связи между севером страны и Кавказом, доказавший, что любовь к истории России, к ее культурным сокровищам не имеет географических, национальных, социальных или иных приоритетов.

Особое внимание сотрудники музея уделяют работе с детьми. Для них подготовлены специальные программы «Здравствуй, музей», «Диалог культур», «Великие музеи России» с демонстрацией видеофильмов, знакомящих с лучшими образцами отечественного и зарубежного изобразительного искусства, литературы, музыки, театра, кино. Здесь дети совершают виртуальные путешествия по залам известнейших сокровищниц мировой художественной культуры, приобщаются к творчеству выдающихся художников, мастеров сцены – актеров, музыкантов, артистов оперы и балета, а затем и сами становятся участниками того, что происходит в выставочных залах усадьбы. Для юных любителей искусства устраиваются школьные викторины, конкурсы детского рисунка и спектакли. Все это способствует расширению их кругозора, развитию эстетических наклонностей и творческого мышления.

Среди музейных инноваций – подготовка старшеклассников по специальному курсу обучения, в итоге которого им выдается свидетельство «экскурсовод музея», а также проведение на его базе учебной практики детской художественной школы им. Н. А. Ярошенко г. Кисловодска и будущих художников-дизайнеров – студентов Пятигорского государственного технологического университета. Лучшие работы практикантов демонстрируются затем в музейных экспозициях. Одной из новых форм деятельности музея стал и «домашний кинотеатр», где еженедельно проходят просмотры лучших образцов отечественного киноискусства.

Многогранная деятельность музея получила высокую оценку. Его участие в программе «Партнерство во имя прогресса» было отмечено в 1997 году международным призом «Золотая пальма». В следующем году музей стал лауреатом проводимого газетой «Культура» Всероссийского конкурса «Окно в Россию».

Крупным событием явился выпуск в 2003 году книги-альбома «Мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко», вошедший в серию изданий «Сокровища русского искусства» Федеральной программы книгоиздания России, подготовленный издательством «Белый город» (Москва). Он содержит обширный текст о собрании музея, истории усадьбы и формирования коллекции, богатый иллюстративный материал.

Отмечая в 2005 году 120-летие усадьбы Ярошенко, музей принимал гостей со всех концов страны, ознаменовав это событие выставкой из Государственного музея Л. Н. Толстого (Москва), продолжив тем самым, подобно наследникам, дружеские связи, существовавшие между Н. А. Ярошенко, Л. Н. Толстым и В. Г. Чертковым. Кульминацией торжеств стала презентация фильма, снятого на средства Е. М. Лунина режиссером Михаилом Ильичем Резцовым, лауреатом Государственной премии России. Он посвящен Николаю Александровичу Ярошенко, своеобразию его жизненного и творческого пути, судьбе кисловодской усадьбы художника, а также современной жизни музея, его роли в историко-культурном, просветительском и миротворческом пути России. Собрав воедино исторические, документальные, мемуарные и эпистолярные источники, его автор выразил свой взгляд – взгляд человека нового столетия – на события двух прошедших эпох, выразив к ним свое отношение, дав им свою оценку. Знаменательным был и 2006 год – год 160-летия со дня рождения Н. А. Ярошенко, который был отмечен целым рядом крупномасштабных мероприятий, посвященных этой дате.

Выдающийся деятель отечественного искусства Е. В. Кончин, друг музея со дня его основания, так определил возложенную на музей миссию: «Это форпост российской многонациональной культуры, которая здесь, на Северном Кавказе, подвергается серьезным испытаниям. Именно через ярошенковский музей проходит сейчас духовно-нравственная граница России».

И. Н. Кириленко

// Ставропольский хронограф на 2007 год. – Ставрополь, 2007. – С. 56–64.