Принят закон «О распространении действия положения о земских учреждениях на Ставропольскую губернию».

ЗЕМСТВО В СТАВРОПОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ

9 июня 1912 года был издан закон о распространении на Ставропольскую губернию положения о земских учреждениях. Почти полвека после подписания положения императором Александром II (1 января 1864 года) пошли разговоры о введении земства на Кавказе, в том числе и в Ставропольской губернии. Наконец, решение о создании земских учреждений в губернии было принято. Ставропольская губерния оказалась сорок третьей и последней губернией, где возникло земство.

Следует отметить, что при введении земства на Ставрополье учитывались местные особенности. Прежде всего то, что здесь дворянское землевладение было незначительным и имелось относительно небольшое количество частных владельцев. Поэтому создали не как обычно три курии по выборам гласных, а две: землевладельческую и сельских обществ.

Поскольку в губернии имелось небольшое число людей с имущественным цензом, то было принято решение о предоставлении пассивного избирательного права претендентам на земские должности, которые получили образование не ниже среднего и проживали на данной территории не менее года.

Из ведения земства были исключены инородческие территории: Большедербетовский улус. Туркменское и Ачикулакское приставства, где проживали кочующие народы: калмыки, туркмены и ногайцы. Главный мотив для такого решения состоял в том, что они не имеют уездного устройства и основ земства, здесь отсутствуют объекты обложения, так как согласно уставу о земских повинностях угодья, находящиеся в пользовании кочевых народов, не подлежат обложению. У них нет поземельного сбора, к которому приспособлена система земских учреждений. Чтобы осуществить все это, необходимо провести коренные изменения в устройстве инородческих территорий, а для этого требуется время.

Земство на Ставрополье вводилось с I января 1913 года. С этого времени была начата подготовительная и организационная работа по выборам гласных в уездные земства. К выборам допускались мужчины, достигшие 25-летнего возраста и имевшие следующий имущественный ценз: от 320 десятин земли в Ставропольском уезде до 650 десятин в Благодарииском и Святокрестовском уездах, а также владельцы недвижимости.

Что касается крестьянских обществ, то они избирали своих уполномоченных на уездный съезд. Частные владельцы, имевшие не меньше десятой части земли по установленному цензу, избирались на собрании. При этом они выбирали уполномоченных пропорционально количеству земли, которой они владеют, или денежным суммам. Женщины, обладавшие имущественным цензом, могли передавать его мужчинам по собственному усмотрению. После выбора гласных в конце июля – начале августа 1913 года состоялись чрезвычайные уездные земские собрания, которые решили организационные вопросы, сформировали уездные управы и избрали гласных в губернское земство.

Первое чрезвычайное губернское земское собрание состоялось 15–19 августа. Решив организационные вопросы, избрав губернскую управу, собрание приняло постановление о разграничении функций между губернским и уездным земствами. Это было очень важно, поскольку взаимоотношения между ними строились не по вертикали, а по горизонтали на принципах сотрудничества. Уездные земства не находились в прямом подчинении губернскому земству. Они имели самостоятельный бюджет. Для финансирования переданных земству отраслей хозяйства и социальной сферы были установлены уездный и губернский сборы с земли и недвижимого имущества.

Ставропольское земство, стремясь быстрее выйти на уровень развития здравоохранения, образования и других сфер жизни в старых земствах, которые достигли этого в течение десятилетий, наметили уже на 1914 год широкую программу преобразований. Поскольку для этого были необходимы огромные средства, то земство пошло по пути резкого увеличения земских сборов, которые за год возросли в 4–6 раз в зависимости от уезда. Это вызвало сопротивление населения, особенно крестьянства. Многие сельские общества, особенно Благодаринского, Медвежинского и Ставропольского уездов, протестовали против новых сборов, а затем стали уклоняться от их уплаты. Так, в 1914 году в губернии взималось немногим более половины сборов.

В мирных условиях земству пришлось работать всего год. Во время Первой мировой войны ему пришлось заниматься многими новыми вопросами: оказание помощи семьям призывников, больным и раненым воинам, беженцам, снабжение армии.

После создания Всероссийского земского союза помощи больным и раненым воинам губернское земство в начале августа организует подобный губернский комитет. Он приступает к созданию госпиталей, первый из которых открылся 20 августа 1914 года. А всего к концу года в губернии действовало более 40 госпиталей на две с половиной тысячи коек. Большую помощь в этом оказало население, внося средства на открытие госпиталей. На эти пожертвования добавилось более 300 коек. Ставропольская епархия во втором госпитале на пожертвования прихожан содержала 100 коек из 200 имевшихся.

Когда началась война, губернское земство ассигновало 75 тысяч рублей для оказания помощи семьям военнослужащих в проведении уборки урожая и осенне-полевых работ. Столько же выделили уездные земства.

Большое внимание губернское и уездные земства уделяли снабжению армии всем необходимым и прежде всего продовольствием, оказывая в этом большую помощь государственным органам. Когда в июле 1916 года в столице был создан объединенный орган земских и городских союзов «Земгор», то губернское земство сразу же организовало в Ставрополе комитет «Земгора», который занялся организацией производства оружия и снаряжения для армии, распределением военных заказов на предприятиях.

В ходе войны резко возросли цены, и в первую очередь на товары народного потребления. Земство пыталось сдерживать их рост, предложив губернатору установить твердые цены. Чтобы противостоять спекуляции, земство содействует созданию потребительских обществ, расширению кредитной кооперации.

Но в условиях войны остановить падение экономики в губернии стало просто невозможным. Это было связано с плохим материально-техническим снабжением: резкое сокращение ввоза в губернию сельхозмашин, запасных частей к ним, угля и металла для их ремонта. Для многих хозяйств катастрофой стал призыв в армию более 100 тысяч мужчин наиболее работоспособного возраста. Шло резкое сокращение посевных площадей: в 1915 году на 17%, в 1916 – на одну треть.

При этом окладные платежи, определяемые земством, росли, а вместе с ними возрастали и недоимки, которые к 1917 году составили 2,5 миллиона рублей. Казна земства оказалась пуста. Многие программы так и не были реализованы.

В губернии нарастало недовольство земством. Когда в мае 1917 года Временное правительство приняло решение о введении волостных земств, которые должны были заменить волостные сходы, то население выразило свой протест. Выборы, намеченные на август, оказались сорванными. Даже в октябре в уездах выборы не прошли в 5–10 волостях.

Среди крестьян все больше раздаются голоса в пользу упразднения земств в губернии. В селах об этом дают наказы депутатам четвертого губернского съезда крестьянских депутатов, который состоялся 29–31 декабря 1917 года в Ставрополе. Съезд, учитывая эти наказы, принял решение об упразднении земства на территории губернии. Народное губернское собрание, принимая 31 декабря 1917 года решение о передаче власти в губернии Советам, поддержало решение съезда крестьянских депутатов. Оно приняло постановление об упразднении земства. Окончательно упразднил земство совет комиссаров губернии 14 января 1918 года. Несмотря на протесты губернской земской управы ничего изменить уже было нельзя. Земство никто в губернии не поддерживал, средств у него не было даже на выплату жалования служащим, так как абсолютно не поступали окладные сборы. И в марте 1918 года губернское земство прекратило свое существование. В уездах это произошло еще в январе – начале февраля, где уездные собрания приняли решение передать все Советам депутатов.

Подводя итог, следует отметить, что Ставропольское земство, которое существовало в губернии четыре с половиной года, – одно из заметных явлений в истории Ставрополья. Опыт, накопленный губернским земством, и сегодня может быть использован при поисках путей решения вопросов организации местного самоуправления.

Н. Д. Судавцов

// Ставропольский хронограф на 1997 год. – Ставрополь, 1997. – С. 214–218.