Родился Девлет Азаматович Гиреев

«ПОГАСНУВ, ПРОДОЛЖАЕШЬ ТЫ СВЕТИТЬ…»

Последние тридцать лет своей жизни он прожил в столице Северной Осетии городе Орджоникидзе, ныне Владикавказе. Д. А. Гиреев был удивительно трудоспособен. Помимо изучения творчества Лермонтова, он успевал делать и многое другое: заниматься педагогической и научной деятельностью в университете, руководить практикой и дипломными работами студентов, писать книги. Он был членом Союза писателей СССР, председателем республиканского Общества книголюбов, редактором альманаха «Литературная Осетия». А еще просто хорошим человеком. Его сердце, мысли, вся деятельность щедро отдавались людям.

Постоянные участники «суббот», которые проводил Кисловодский музей музыкальной и театральной культуры, помнят его интересные, занимательные сообщения, опубликованные затем Гиреевым в своей книге «Рассказы литературоведа».

Читатели, интересующиеся жизнью и творчеством автора «Мастера и Маргариты», конечно же, знакомы с книгой Гиреева «Михаил Булгаков на берегах Терека». Девлет Азаматович был одним из первых литературоведов, кто занялся изучением неизвестного в начале 70-х годов кавказского периода жизни писателя.

А как живо и интересно Гиреев рассказал в романе-хронике «Гибель Фемиды» о деятельности С. М. Кирова, журналиста владикавказской газеты «Терек». Еще он был постоянным участником лермонтовских конференций, которые систематически проводил «Домик Лермонтова». В запасниках музея-заповедника М. Ю. Лермонтова хранится фотография, запечатлевшая участников первой из них, состоявшейся в 1956 году. Среди видных лермонтоведов мы видим и молодого ученого Д. А. Гиреева, автора научного труда о поэме «Демон».

Интерес к творчеству великого поэта был не случайным: детство Гиреева прошло в Пятигорске, овеянном поэзией Лермонтова, молодость – в музее «Домик Лермонтова».

Девлет Азаматович родился в 1916 году в селе Канглы, что под Минеральными Водами. Отец умер рано, и мать с маленьким сыном перебралась в Пятигорск. Он учился здесь в школе, а летом у входа в парк «Цветник» продавал газеты. Окончив семилетку, мальчик работал табунщиком в конартели «Новая жизнь» Моздокского района, затем – в Моздокском радиоузле. Жизнь складывалась так, что учиться Девлет мог только заочно. Окончив таким образом радиотехникум, он в девятнадцать лет стал заведовать тем же радиоузлом, где до этого работал монтером.

Но с детских лет Гиреева тянуло к литературе. Он перешел на работу в местную районную газету, а затем уехал в Дзауджикау – так тогда назывался Владикавказ – и поступил в педагогический институт. Гиреев-студент получал здесь сталинскую стипендию, которой награждались только некоторые отличники.

На талантливого студента обратил внимание профессор Л. П. Семенов, известный литературовед, у которого учился Гиреев. В этот период и занялся он изучением творчества Лермонтова под руководством своего учителя. А летом 1938 года в «Домике Лермонтова» появился новый внештатный работник, Девлет Гиреев. Сотрудник Пушкинского Дома, кандидат филологических наук Л. Н. Назарова в то лето была командирована Ленинградским Пушкинским обществом в Пятигорский музей. Она вспоминала: «Немного позднее приехал на практику студент учительского института из г. Орджоникидзе (теперь Владикавказ) Девлет Азаматович Гиреев. Это был высокого роста, очень приятный по внешности, но весьма скромно одетый молодой человек. Я и научный сотрудник музея, Олег Попов, сразу подружились с Девлетом – всем нам тогда было по двадцать с хвостиком лет. Девлет рассказал нам, что пишет повесть о М. Ю. Лермонтове. …Девлет очень быстро освоил экспозицию музея и начал проводить экскурсии весьма эмоционально и темпераментно. Чувствовалось, что он очень любит Лермонтова. Олегу, мне и Девлету приходилось также водить экскурсии и на место дуэли Лермонтова… А по вечерам… забирались на вершину Машука и там устраивали концерты… Девлет пел («Выхожу один я на дорогу...» и другие романсы на слова Лермонтова). Уже ночью мы возвращались по домам… И когда Гиреев уехал, нам стало явно недоставать его».

 «Он был лучшим студентом курса, кандидатом в аспирантуру и начал серьезно заниматься лермонтоведением, недаром он был учеником профессора Л. П. Семенова. В то же время в нем был артистизм, унаследованный, вероятно, от матери. Так что его лекции в музее были красочными и вместе с тем основательными», – вспоминал О. П. Попов, бывший научный сотрудник «Домика Лермонтова».

Творчеством Лермонтова студент Гиреев увлекся серьезно и занимался им глубоко. В 1940 году Государственный Литературный музей (Москва) предпринял издание «Путеводителя по лермонтовским местам» под редакцией его директора В. Д. Бонч-Бруевича. В работе над ним принял уча-стие и «Домик Лермонтова». Две главы путеводителя написаны его сотрудниками: Е. И. Яковкиной, директором, и Д. А. Гиреевым, студентом. Это была серьезная заявка на дальнейшую работу. Девлету Азаматовичу в это время исполнилось 24 года.

Е. И. Яковкина обладала удивительной способностью выявлять талантливых людей, для которых двери «Домика Лермонтова» были всегда гостеприимно распахнуты. Она сумела в предвоенные годы создать коллектив энтузиастов, беззаветно любивших творчество Лермонтова и маленький домик на окраине Пятигорска. Студент Гиреев органично влился в эту дружную «музейную семью». И весной 1941 года, когда закончилась учеба в институте, стал штатным работником «Домика Лермонтова».

Но вскоре началась Великая Отечественная война... Домой Гиреев вернулся только осенью 1945 года. Он приехал в Дзауджикау, где находилась семья: жена и дочь. Нужно было начинать новую жизнь. В «Домике Лермонтова» хранится документ, который проливает свет на то, как Гиреев вновь оказался в музее. Это Е. И. Яковкина стала собирать бывших музейщиков для дальнейшей работы.

Летом 1948 года в торжественной обстановке для посетителей был открыт новый литературный отдел музея. Помимо создания новой экспозиции перед «Домиком Лермонтова» стояли другие, не менее важные задачи. Это был тот период в жизни страны, когда возрождались не только промышленность и сельское хозяйство. В музее продолжалась научная деятельность, возобновилась просветительская работа. Среди тех музейщиков, которые несли знания людям, был и Девлет Азаматович.

Вместе с другими сотрудниками он читал лекции о творчестве русских писателей – Лермонтова, Пушкина, Блока, Горького. Его статьи систематически публиковались в «Пятигорской правде». А когда редакция газеты собрала общественность города на первую литературно-художественную «среду», Гиреев рассказывал собравшимся о Лермонтове, о находках лермонтоведов, о новом литературном отделе музея.

В тот же период, несмотря на сложности послевоенной жизни, музей предпринял издание серии миниатюрных книг, посвященных жизни и творчеству Лермонтова. Все они были объединены одной общей идеей. В популярной форме излагались материалы исследований творчества поэта. Для этой серии Гиреев подготовил работы «В. Г. Белинский и М. Ю. Лермонтов» и «М. Ю. Лермонтов в Пятигорске». Для издания поэм «Мцыри» и «Демон» он написал вступительные статьи. Книги были выпущены тиражом в пятнадцать тысяч экземпляров.

Культурную жизнь Пятигорска тех лет невозможно представить без деятельности Девлета Азаматовича. Он постоянно в работе, будь то выступление по радио, на Пушкинском вечере в библиотеке имени Горького или на собрании интеллигенции. Гиреев возглавил историко-литературную секцию лекционного бюро городского отдела культпросветучреждений. Ведь он сам был прекрасным лектором. Казалось, перед Девлетом Азаматовичем открывалось будущее музейного работника. Но случилось иначе. На Гиреева поступил донос от одной из молодых сотрудниц музея о том, что во время войны Девлет Азаматович некоторое время находился в плену и затем был за это осужден. Яковкина была осведомлена об этом, но не побоялась принять Гиреева в музей, ведь она знала еще и о его способностях ученого и прекрасных человеческих качествах.

Яковкина оставила свой пост в 1951 году. Ушел и Гиреев. Директором музея назначили А. И. Гребенкову. В том же году на должность заведующего литературным отделом «Домика Лермонтова» Министерство культуры РСФСР направило выпускника МГУ П. Е. Селегея.

Девлет Азаматович с семьей уехал в Орджоникидзе. Не всякий человек мог бы перенести подобные жизненные потрясения. Но не таков был Гиреев: он стал преподавать литературу в школе, через несколько лет защитил кандидатскую диссертацию по теме «Поэма М. Ю. Лермонтова «Демон».

 «В 1950-х годах, – вспоминала Л. Н. Назарова, – Гиреев дважды приезжал в Ленинград с готовой кандидатской диссертацией о поэме Лермонтова «Демон» … был на приеме у директора Пушкинского Дома, показал свою диссертацию, но тот (по причинам для меня неясным) предложил ему приехать в Ленинград позднее, обещая лишь тогда организовать защиту.

И в 1956 году действительно состоялась защита кандидатской диссертации Д. А. Гиреева в Пушкинском Доме. Я… сама подбирала официальных оппонентов для этой защиты. Ими согласились быть профессор П. Н. Берков, старший научный сотрудник нашего Института… лермонтовед А. М. Докусов. Предварительный отзыв о диссертации написал В. А. Мануйлов. Защита прошла вполне успешно».

Гиреев стал работать в университете. В последующие годы написал ряд статей для «Лермонтовской энциклопедии». Теплые чувства к музею Гиреев сохранял всю жизнь. Всегда откликался, если нужен был здесь. Он не только выступал на музейных научных конференциях, но часто бывал и одним из их организаторов. Привозил в Пятигорск самых талантливых студентов, для которых конференции были прекрасной школой. Девлет Азаматович – человек большой щедрой души – всегда думал и заботился о других.

Последний раз Д. А. Гиреев приехал в лермонтовский музей в мае 1981 года: его пригласили выступить на вечере, посвященном 90-летию со дня рождения М. А. Булгакова. Незадолго до этого вышла в свет его книга «Михаил Булгаков на берегах Терека». Тогда в переполненном зале литературного отдела «Домика Лермонтова» впервые прозвучали отрывки из писем жены писателя Т. Н. Кисельгоф. Она, долгие годы молчавшая и не афишировавшая свои отношения с Булгаковым, написала Гирееву сама, когда прочла его книгу. Девлет Азаматович собирался навестить ее осенью. Но не успел...

Он погиб в автомобильной катастрофе, когда вез из колхоза заболевшую студентку. Та осталась жива.

Говорят, что человек живет до тех пор, пока жива о нем память. Девлет Азаматович Гиреев будет жить еще долго, столько времени, пока читаются его книги, изучаются его научные труды, пока живы люди, помнящие этого замечательного человека.

А. Н. Коваленко

// Ставропольский хронограф на 2006 год. – Ставрополь, 2006. – С. 136–140.