«На танец я всегда пыталась накинуть
воздушное покрывало поэзии».
Анна Павлова
В краевой научной библиотеке на первом этаже открылась книжно-иллюстративная выставка «Жизнь на кончике пуантов», посвященная 140-летию со дня рождения выдающейся русской балерины Анны Павловой (1881–1931).
Необыкновенный талант Павловой стал очевидным ещё в последних классах балетного отделения Петербургского театрального училища. Сразу после окончания в 1899 году она была определена в труппу Мариинского театра на положение корифейки (в классическом балете корифей или корифейка – солирующий танцовщик (танцовщица), танцующий впереди кордебалета, но не исполняющий главные партии в спектакле). Через четыре года после выпуска Анна Павлова достигла уже звания первой солистки, а с мая 1906 года переведена в разряд балерин.
Павлова была воспитана в правилах академизма. Но рождённая, чтобы выразить в танце думы и чаяния русской жизни начала века, она каким-то «шестым чувством» улавливала то, что только ещё намечалось и зрело за надёжными казёнными стенами. «Тексты» классиков академизма она переносила в таком же примерно ключе, как преображались мотивы поэзии XIX столетия в лирике начинающегося нового века.
Творчество Павловой способствовало утверждению реформ выдающегося хореографа Михаила Фокина. 22 декабря 1907 года на благотворительном вечере в Мариинском театре она исполнила специально поставленную для неё М. Фокиным миниатюру «Лебедь». Позже номер, ставший символом русского балета, получил название «Умирающий лебедь». Французский композитор Камиль Сен-Санс, увидев танец-монолог «Умирающий лебедь», воскликнул: «Мадам, благодаря Вам я понял, что написал прекрасную музыку!».
В труппу, которая должна была отправиться в Париж с программой «Русские сезоны» и показать миру, что значит «танец по-русски», вошли Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский и Анна Павлова – тройка самых мощных мастеров отечественного танца. «Русские сезоны» имели шумный успех, портрет кисти В. Серова с изображением А. Павловой стал эмблемой программы, а выступление «лебедя» – «доказательством того, что танец может и должен не только радовать глаз, но должен проникать в душу».
Триумф Павловой был воистину грандиозным. Имя балерины стали произносить с обожанием и поклонением. Однако Анна сделала неожиданный ход. Несмотря на то, что она всегда с теплотой отзывалась о своём участии в «Русских сезонах», буквально сразу после окончания гастролей Павлова решила собрать собственную труппу.
Со своей труппой А. Павлова гастролировала около двадцати лет, заслуживая овации в самых отдалённых частях света. Ей сопутствовал успех. Успех в жизни и на сцене. Гениальность балерины была неоспорима: достаточно ей было выйти на сцену, как все замирали.
Последнее выступление Павловой в Мариинском театре состоялось в 1913 году, а в России – в 1914 году, после чего она уехала в Англию. Обратно Павлова уже не вернулась. Образ любимой Родины никогда не покидал Анну: ёлка на борту парохода, идущего в водах экватора… Цветок, пересаженный из Северной Америки в Англию потому, что такие росли в русской деревне… Борщ и каша, поданные русской прислугой в уютном лондонском доме…
Умерла Павлова в возрасте 49 лет, когда зимой 1931 года, переезжая в Голландии с одного концерта на другой, попала в железнодорожную катастрофу. Балерина осталась жива, однако, оказавшись в лютый мороз в одном лишь тонком платье, она простудилась и, заболев воспалением лёгких, скончалась в Гааге.
Созданию танца «Умирающий лебедь» посвящена глава в книге В. А. Котыхова «Фуэте, или Всё, что вы хотели знать о балете, но боялись спросить».
Дягилевские «Русские сезоны» на сто лет вперёд определили репутацию искусства России как самого передового и захватывающего балетного явления. Об участии Анны Павловой в «Русских сезонах» поведуют книги Ш. Схейн «Дягилев. "Русские сезоны" навсегда»; Н. Д. Чернышовой-Мельник «Дягилев: Опередивший время».
Известный английский танцовщик Харкурт Альджеранов, выступавший с А. Павловой на одной сцене, в своей книге «Анна Павлова. Десять лет из жизни звезды русского балета» вспоминает о последних годах жизни великой балерины, о шедеврах, на которые она вдохновляла композиторов и балетмейстеров, и о том, какой божественная Анна была в жизни.
Выставка продлится до 25 февраля 2021 года (12+).