За каждым великим мужчиной стоит великая женщина

Тема очередной беседы по истории искусства искусствоведа Ольги Бендюк 29 июня 2014 года «За каждым великим мужчиной стоит великая женщина». Эта английская пословица очень точно раскрывает природу творческого вдохновения. История искусств дает нам множество имен художников. Мы знаем талантливых, гениальных, заурядных художников, знакомы с их творчеством, у нас есть любимые работы, запечатленные образы. Но мало кто задается вопросом, кто эти женщины, изображенные на полотнах? Какую роль сыграли в жизни гениев искусства? И были бы художники теми, кем они остались на страницах истории, если бы не повстречались со своими Музами.

В поисках вдохновения художники обращались к своим музам, женам, возлюбленным. Увековеченные на полотнах, они украшают ведущие музеи мира, являются признанными шедеврами мировой художественной культуры и подтверждением таланта художника. Большинство этих картин мы воспринимаем как объекты искусства, для нас изображенные героини – это  художественные образы, архетипы. На самом деле за ними скрываются вполне реальные женщины из плоти и крови. И многих из них связывало с художниками гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Случайная натурщица могла стать любимой моделью, переходящей из одного полотна в другое, возлюбленной и женой; иногда коллегой-конкурентом. Судьбы художников и их муз зачастую переплетались в сложные запутанные ситуации. Иногда это счастливые истории, иногда трагедии и даже драмы. Тихие и дерзкие, талантливые и скандальные, покорные и независимые – они все такие разные – музы художников. Наряду с великими мастерами, они внесли свой вклад в мировую историю искусств: Рафаэль и Форнарина, Рубенс и Елена Фоурмен, Рембрандт и Саския, Джордж Ромни и Эмма Харт-Гамильтон, Гойя и герцогиня Альба.

Свой след в жизни и творчестве, равноценный таланту своих избранников, оставили нам Юлия Самойлова в картинах Карла Брюллова, Надежда Забела-Врубель в живописи Михаила Врубеля, Юлия Прошинская (Кустодиева) в работах Бориса Кустодиева, Белла Розенфельд (Шагал) в композициях Марка Шагала, Вера Шевцова (Репина) и Наталья Нордман (Репина).      

Особо хотелось выделить роль русских  муз. На рубеже XIX-XX веков многие оказались в эмиграции. Позади была опаленная огнем Европа, жестокая русская революция, голодная Россия. Россиянки стали музами знаменитых людей. Так получилось, что все они нашли себя в Париже. Русские музы были очень разными, но, несомненно, все они были личностями, сильными натурами. Большинство из них сделали все для того, чтобы память об их избранниках осталась навечно: Анна Ахматова и Амедео Модильяни, Ольга Хохлова и Пабло Пикассо, Лидия Делекторская и Анри Матисс, Надежда Ходасевич (Леже) и Фернан Леже, Дина Верни и Аристид Майоль, и, конечно же, Елена Дьяконова – великая Гала, Гала Элюар, Гала Дали, чей дар был очаровывать, соблазнять и покорять. Само ее имя – Гала – стало легендой и обросло множеством легенд. Ее называли музой сюрреалистов. В ее жизни были Арагон, Бретон, Макс Эрнст, Тзара. Она была музой Поля Элюара и Сальвадора Дали. Для своих мужчин она становилась роковой женщиной. Умная и незаурядная, Гала Дали – своеобразная, яркая, жесткая, энергичная, со стальным характером и потрясающей фигурой. Она оставила заметный след в искусстве прошлого столетия, имя ее, появившись в начале века, прошло через весь богатый на события ХХ век.

Великим натурщицам, музам, возлюбленным, женам была посвящена последняя в сезоне беседа по истории искусства.