День утверждения устава Общества восстановления православного христианства на Кавказе

ОБЩЕСТВО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНСТВА НА КАВКАЗЕ

Завершавшийся в конце 1850-х гг. «силовой период» в освоении Кавказа позволял российскому правительству постепенно переносить центр тяжести политики в регионе на его мирное обустройство. И здесь огромная роль отводилась христианской церкви, чей миротворческий потенциал должен был способствовать органичной адаптации местных народов к общегосударственным правилам, законам и традициям.

Миссионерская деятельность не прекращалась на Кавказе даже в период тяжелейшей борьбы с воинственным мюридизмом. Теперь же для ее успешной работы складывались более благоприятные условия. Учитывая, что христианство присутствовало на Кавказе с глубокой древности, вновь возникла идея вернуть его тем народам, которые в силу различных причин вышли из лона православия в период конфликтного противостояния и политико-духовного противоборства начала и середины XIX столетия.

Эту нелегкую задачу в новых условиях предполагалось воплотить в жизнь путем создания всероссийской общественно-государственной организации – «Общества восстановления православного христианства на Кавказе». Воссозданная в 1814 г. в Тифлисе «Осетинская духовная комиссия» и призванная выполнять сходные задачи в горных районах Центрального Кавказа действовала недостаточно эффективно как по масштабам, так и по конкретным результатам.

Инициатором создания «Общества…» стал кавказский наместник, князь А. И. Барятинский. Высший военный начальник в регионе, будущий легендарный победитель имама Шамиля считал, что, усвоив христианские ценности, народы Кавказа откажутся от привычного для них «хищнического» промысла и будут заниматься созидательным трудом. Он энергично взялся за воплощение в жизнь своего замысла еще в 1857 г. Идея полностью поддерживалась высокопреосвященнейшим Исидором (Никольским) – экзархом Грузии. Важностью данного дела прониклась императрица Мария Александровна, решившая взять восстановление христианства «… на почве, обильной древними преданиями» под свое личное покровительство. А. И. Барятинский составил докладную записку на имя Кавказского комитета его императорского величества канцелярии, в которой наметил цели, задачи и географию деятельности будущей организации. Второго декабря 1857 г. записка была рассмотрена на заседании комитета и затем одобрена императором Александром II. С живым интересом отнесся к делу организации «Общества…» и бывший первый епископ Кавказский и Черноморский Иеремия, выразивший свои мысли по данному поводу в «24 письмах на Кавказ».

Постепенно удалось убедить в целесообразности ответственного шага всех колеблющихся и скептиков в императорском окружении. При обсуждении проекта «Общества...» в январе 1860 г. существенную поддержку оказал великий князь Константин Николаевич, разделивший взгляды князя А. И. Барятинского. В итоге, 9 июня 1860 г. устав новой организации был высочайше утвержден. Вновь учрежденная организация расположилась в административном центре Кавказского края – в г. Тифлисе. Общество находилось под покровительством императрицы Марии Александровны, что было закреплено в уставе. Ей предоставлялись ежегодные отчеты.

«Обществу…» на начальном этапе предназначались немалые средства. По линии государственного казначейства было выделено около 200 тыс. руб., из которых 119738 руб. пожертвовала лично императрица. Одной из статей получения материальной поддержки были также отчисления из Капитула императорских и царских орденов. Во всех епархиях и многих церквях государства были учреждены особые «кружки» для сбора средств на восстановление православия на Кавказе. Можно было объявлять и особые сборы на конкретные цели. В 1861 г. были получены средства упраздненной Осетинской духовной комиссии.

Являясь первой крупной общественной организацией религиозной направленности в Кавказском регионе, «Общество…» открыто допускало в свои члены представителей широких слоев граждан России и зарубежных стран. В уставе устанавливались четыре разряда членства (почетные, действительные члены, члены-сотрудники, ревнители) и особые знаки для каждого из разрядов. Получение звания члена «Общества…» и права на ношение знаков подкреплялось ежегодным взносом. В составе членов «Общества…» были представлены различные социально-сословные и профессиональные группы. Среди них более крупными были дворяне и чиновники с членами семей (сначала более 25, позже около 20 %), священнослужители, купцы и военные. В число членов входили также мещане, крестьяне, казаки и другие категории. Уже в начале функционирования организации члены «Общества…» представляли около 200 городов различных регионов России и зарубежных стран (Австрия, Франция, Великобритания, Германские земли, Прибалтийские владения и др.) Количество членов организации уже к середине 1860-х годов превысило тысячу человек (в основном – члены-ревнители), но персональный состав постоянно и существенно менялся.

На период становления новой организации решено было «учредить на первое время временный комитет как для образования самого Общества, так и для всех первоначальных распоряжений, до назначения его относящихся». Среди неотложных мер организаторам «предстояло разрешить тот важный вопрос, откуда и с каких мест взяться за дело? С тех ли стран, куда исламизм уже проник, или оттуда, где христианство только в упадке? Из опасений вступить при первой попытке в борьбу с мусульманским фанатизмом, при настоящем настроении умов мусульман, Комитет заключил, что все внимание теперь следует обратить на восстановление и упрочение христианства там, где оно только в упадке, именно в Самурзакане, в Сванетии, Южной Осетии, у тушин, пшавов и хевсур, откуда свет христианства впоследствии проникнет в Абхазию, к балкарцам и карачаевцам, в Северную Осетию, к кистинам и другим чеченским племенам». Для выполнения этих обширных задач посчитали необходимым: «1) Перевести священные богослужебные книги на осетинский, абхазский, сванетский и кистинский языки. На первом из этих языков переводы идут с успехом; языки же абхазский, сванетский и кистинский требуют еще составления азбук. Исполнение этой задачи поручено члену Комитета ген.-м. Бартоломею. 2) По мере средств Общества восстановлять ныне существующие в горских приходах церкви и на место старых строить новые. На первый раз заключено приступить к сооружению церквей: а) в Хевсурии – в селениях Ардотн, Лабискари и Хахмата, б) в Тушетии – в селениях Илурте, Нацихвари, Шенако и Тионетах, в) в Сванетии – в селениях Пари и Бечо, и г) в Самурзакани – в Кумском и Бедийском приходах. 3) Снабдив миссионеров, в отношении образа действий их, особенною, соответствующею цели их, инструкциею. Составленное, на этом основании, преосвященным экзархом Грузии наставление пастырям-проповедникам Слова божия, с переводом на грузинский язык, будет разослано всему миссионерскому духовенству для руководства. 4) Открыть при Тифлисской и Ставропольской семинариях особые классы для преподавания языков горских племен, и вообще для образования духовных лиц, предназначенных для проповеди Слова Божия в горах».

Одной из серьезных проблем, с которой столкнулось «Общество…», был кадровый дефицит. Это не удивительно, так как сопряженная с величайшей опасностью работа среди горцев была под силу далеко не каждому. Затрудняло ее и нищенское содержание священников-миссионеров, многие из которых не могли обеспечить свои семьи, а потому неохотно шли на призыв работать в труднодоступных районах. В этой связи «комитет признал необходимым общею нормою содержания каждому горскому священнику определить 1200 р. с. в год».

Важной задачей, возлагавшейся на «Общество…», было среди прочего и распространение российской культуры, налаживание тесных связей с населением, которому старались разъяснить непривычные, а потому мало понятные шаги органов государственной власти.

Хотя «Общество…» возникло для того, чтобы мирными способами умиротворять Кавказ, не обходилось и без перегибов. Были случаи, когда обряд крещения происходил с применением воинских команд. В 1862 г. А. И. Барятинского на посту председателя «Общества…» сменил его преемник, великий князь Михаил Николаевич. Он перешел к более мягким и взвешенным действиям по распространению христианства в регионе, организуя административную поддержку деятельности «Общества…» со стороны военно-гражданских структур.

Преодолевая трудности начального периода, «Общество…» старалось следовать пунктам устава 1860 г. Полученный опыт работы и общая ситуация в деле восстановления и распространения православия привели к корректировке основного нормативного документа. Двадцать девятого января 1865 г. император Александр II утвердил новый устав организации. Председателем «Общества…» оставался (вплоть до 1885 г.) наместник Кавказский. Он же по новому уставу возглавлял и совет «Общества…» (ранее – Экзарх Грузии). Для всех членов «Общества…» была прописана возможность сообщать совету свои пожелания и оказывать содействие епархиальному начальству. Под председательством экзарха Грузии был образован особый духовный комитет из четырех членов для определения и направления духовной сферы деятельности «Общества…» В его компетенцию были переданы организация миссионерства и ряд других задач.

В последующем «Общество...» претерпевало и другие нормативно-организационные перемены. Так, в 1883 г. встал вопрос об его очередной реорганизации. Обсуждение проходило в Москве под председательством великого князя Михаила Николаевича и при участии митрополита Московского Иоанникия и других высокопоставленных лиц. Четырнадцатого января 1885 г. обер-прокурор Святейшего синода представил в Комитет министров дело о преобразовании «Общества…». Одобрив в целом его деятельность, а также сочувствуя важной цели его существования, он предложил исправленный устав «Общества…», по которому оно должно быть подчинено Синоду под непосредственным ведением экзарха Грузии. В ходе организационной перестройки предполагалось, в частности, погасить накопившиеся долги «Общества…» Обсуждался вопрос о необходимости и размерах денежной поддержки организации. Десятого февраля 1885 г. представленный императору новый устав был утвержден. В середине июля того же года новому составу совета под председательством экзарха Грузии были переданы все документы «Общества…», денежные суммы, членские знаки святой Нины и др.

При всех организационных и практических сложностях и проблемах «Общество…» осуществляло разностороннюю деятельность. Его усилиями были открыты церковно-приходские школы на территории Осетии и других районов Центрального и Западного Кавказа, в Елизаветпольской, Бакинской и Тифлисской губерниях. Его отделения функционировали во Владикавказе, Зугдиди, Сухуми и Барисахо. В начале 90-х гг. XIX в. бюджет «Общества...» насчитывал 148 984 руб., что позволяло заведовать 156-ю приходами с 204-мя храмами и молитвенными зданиями. В штате трудились 1248 человек. Особое внимание уделялось воспитанию и образованию подрастающего поколения, а потому на попечении организации находились 48 школ, в которых учились 3112 детей, в их числе и девочки. Еще при А. И. Барятинском планировалось отпускать каждой школе ежегодные пособия от 50 до 100 руб. Предполагалось иметь как минимум по одной школе в каждом приходе. Организация и поддержание приходских школ являлись важным направлением деятельности «Общества…» в течение всего последующего времени. Представляется, что распространение грамоты среди местных жителей стало наиболее успешным достижением организации. На эту позитивную сторону обращали внимание и прогрессивные деятели местного просветительства, такие как К. Л. Хетагуров.

В сложившихся исторических реалиях вернуть христианское самосознание всем народам, которые некогда его исповедовали, оказалось непосильной задачей и «Общество…» сконцентрировало свои усилия на сохранении и поддержании тех православных ростков, которые успели прорасти и закрепиться в регионе ко второй половине XIX столетия. Проводилась работа по восстановлению древних христианских святынь, снабжение действующих храмов необходимыми иконами и утварью, распространением литературы православного содержания. Особое внимание уделялось Осетии, где удалось добиться наибольших успехов. Росло поколение священников – выходцев из местной среды, которые проповедовали Слово Божье на языке своего народа, что способствовало росту посещаемости служб и прочному, органичному восприятию населением православных ценностей. Благодаря разработанной осетинской азбуке в типографии Грузинского экзархата в Тифлисе еще в начале деятельности «Общества…» были выпущены Литургия св. Иоанна Златоуста, Послания апостолов и другая православная литература.

Влиятельным центром распространения православного христианства стало селение Ардон, где действовала Александровская духовная миссионерская семинария. В 1905 г. здесь состоялся съезд Владикавказской епархии.

Пусть и не с таким размахом, как в Осетии, продолжались попытки восстановить и распространить христианство в других частях Кавказского края. Имели место определенные позитивные сдвиги, но крупных успехов в миссионерской деятельности достигнуть все же не удалось. Согласно сохранившейся статистике, к 1885 г., помимо людей, осознавших и сохранявших свою историческую причастность к христианству, было крещено 207 мусульман, в православие обратились 219 армяно-григориан, 228 несториан. К концу столетия православие приняли 241 мусульманин и 6 евреев, живших в Абхазии.

В 1890 г. «Общество…» отмечало 30-летие, а в 1910 г. – 50-летний юбилей своей работы. К юбилею были выпущены фотоальбом и «Обзор деятельности Общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1860–1910 гг.», которые подводили итоги полувековых усилий по христианизации народов края.

Далеко не все задуманное удалось осуществить, но подвижнические труды служителей православия не пропали даром. Христианская вера сохранила свое присутствие на Кавказе, внося свой вклад в дело мирного обустройства этого конфликтного и беспокойного региона. Выпавшие на долю России испытания привели к прекращению деятельности «Общества восстановления православного христианства на Кавказе» в 1917 г., но поучительный опыт его работы по-прежнему вызывает интерес у потомков.

М. В. Клычникова, Е. А. Савенко

// Ставропольский хронограф на 2010 год. – Ставрополь, 2010. – С. 118–124.